Бөтә яңылыҡтар
Антитеррор
3 Июнь , 16:43

В Башкирии проявляют активность последователи псевдорелигиозных учений

По данным правоохранительных органов, на территории республики проявляют активность некоторые религиозно-экстремистские и псевдорелигиозные структуры, чья деятельность оказывает определенное деструктивное влияние на граждан. «Башинформ» попытался выяснить, какие из них представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья людей, и как их отличить от традиционных для нас вероисповеданий.

По данным правоохранительных органов, на территории республики проявляют активность некоторые религиозно-экстремистские и псевдорелигиозные структуры, чья деятельность оказывает определенное деструктивное влияние на граждан. «Башинформ» попытался выяснить, какие из них представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья людей, и как их отличить от традиционных для нас вероисповеданий.
Псевдорелигиозная организация «Орда»
Эта организация также известна под названиями «Дорога (путь) предков», «Возвращение к истокам, «Ата жолы». Данное течение зародилось в Казахстане в конце 1990 гг. Последователей объединило учение о некой целительной силе предков, обращение к которым якобы позволяет избавить людей от болезней. На территории Казахстана деятельность организации была запрещена в 2009 году, позже в Оренбургской, Челябинской и Курганской областях, Алтайском крае. В 2011 году было принято решение о запрещении ее деятельности и в Республике Башкортостан.
В период с 2013 по 2021 гг. в Уфе, Сибае, Баймаке и Межгорье и других районах республики было ликвидировано порядка 35 ячеек последователей данного псевдорелигиозного движения.
Установлено, что последователи данных взглядов, не имея соответствующего медицинского образования и оборудования, занимались диагностированием у посетителей различных заболеваний, о которых якобы узнавали путём общения с душами умерших. Излечиться от недугов предлагалось с помощью молитв, употребления «святой воды», камчевания (ритуальные удары плеткой) и паломничества к «могилам святых предков». Посещая сеансы, граждане, как правило, оставляли целителям значительные финансовые пожертвования.
Кроме того, для излечения хронических заболеваний людям предлагался некий «целебный порошок», состоящий из размолотого сахара и семян белены черной (ядовитое растение, обладающее галлюциногенными свойствами), представляющее опасность для здоровья человека. Также для членов организации за отдельную плату организовывали коллективные молитвы и выезды последователей к различным «святым» местам, где они получали дополнительные «жизненные силы».
В ходе исследования материалов проверки, а также аудио и видеозаписей псевдорелигиозных обрядов эксперты пришли к выводу, что в них содержатся признаки негативного психологического воздействия и применение специальных технологий по манипулированию сознанием людей.
Последователи движения «Орда» помимо внешней атрибутики с элементами шаманизма и самоистязания, используют также терминологию и обряды поклонения с исламским оттенком, в связи с чем многие ошибочно относят их к мусульманам. По мнению представителей ЦДУМ России и ДУМ РБ, действия представителей данного псевдорелигиозного движения не имеют никакого отношения к официальному духовенству, ничего общего с каноническими основами ислама и наносит вред физическому и психическому здоровью граждан.
Международная террористическая (экстремистская) организация «Нурджулар»
Основана в Турции после первой мировой войны мусульманским проповедником Саидом Нурси. В Турции запрещена за стремление заменить светский строй шариатским (религиозным) правлением. Возглавляет движение известный религиозный и политический деятель Фетхуллах Гюлен. Организация объединяет порядка 4 млн своих последователей по всему миру. В странах СНГ структура широко известна тем, что ее эмиссары занимаются распространением идеологии пантюркизма, действуя через сеть созданных ею фондов и исламских образовательных учреждений. Пантюркизм — это националистическое течение, направленное к объединению всех тюркских народностей в одно государство под гегемонией Турции. На территории России «Нурджулар» признана экстремистской и запрещена с марта 2008 года.
Отношение мусульманского мира к данной идеологии отрицательное. Эксперты отмечают, что собственно к исламу «Нурджулар» имеет также весьма опосредованное отношение. Вообще, исламский фактор используется ими лишь для усиления значения и позиционирования своих участников в качестве приверженцев определенных взглядов. Суть деятельности данного течения заключается в том, что оно должно подготовить мусульманскую молодежь, закладывая ей искаженные знания для того, чтобы в дальнейшем использовать в деятельности радикально-экстремистских организаций. Цель идентична таким известным запрещенным международным террористическим организациям, как «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», «Имарат Кавказ», «ИГИЛ» и т.д., работающим над расколом мусульманской уммы и её политизацией, а также отрицании государственной власти и ее институтов.
Первый этап активной экспансии концепции пантюркизма в Россию начался после 90-х гг.. Через организованную в Казани Ассамблею тюркских народов были созданы ряд фондов и учебных заведений — проводников данных идей по всей стране. В 1993 году турецким фондом «Серхат» были созданы башкирско-турецкие лицеи, руководителями и учителями которых оказались последователи учения Саида Нурси — в Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске и Сибае. Организация действовала также через торговые организации, в частности, через фирму «Стиль» и ее магазины кожаной одежды в Уфе, Ростове-на-Дону и других городах России, распространяя при этом экстремистскую литературу. В конце 90-х годов было установлено, что фирма является структурным подразделением международной экстремистской организации «Нурджулар». Летом 2002 года правоохранительные органы Республики Башкортостан выявили и обезвредили 10 членов организации, входящих в движение, за нарушения законодательства из страны было выдворено более 20 турецких граждан. Все учебные заведения были закрыты. Всего в 2001-2002 гг. органами безопасности была пресечена деятельность более 50 функционеров «Нурджулар», действовавших в Башкортостане, Дагестане, Карачаево-Черкесии.
Второй этап активной экспансии «Нурджулар» на территорию России произошел после 2008 года. Турецкое религиозное движение создало новые организационные структуры в России с участием таких турецких неправительственных организаций, как «Платформа Диалог Евразия», фонда «Толеранс», Российско-турецкой Ассоциации делового партнерства (РУТИД). На территории Башкортостана правоохранителями фиксировались сборы представителей организации на съемных квартирах в Уфе, с участием мусульманской молодежи. Одним из результатов пресечения данной деятельности стало решение Октябрьского районного суда 20 марта 2017 года, в отношении пятерых последователей религиозного движения. Обвинения в организации деятельности экстремистской организации были предъявлены корреспонденту газеты «Киске Уфа», бывшему сотруднику аппарата Правительства РБ, владельцу языковой школы и двум педагогам. По данным спецслужб, обвиняемые вели пропаганду и агитацию идей запрещенной организации, за что все были осуждены.
«Союз мирового братства верховного фонда «Мевлана»
Центр находится в Турции. Данная организация носит больше оккультный, эзотерический характер. Основательницей секты является 90-летняя турчанка Бюлент Онсю Чорак, которая называла себя реинкарнацией Мевлана Джелаледдина Руми – выдающегося персидского поэта-суфия. Вся деятельность движения заключена вокруг некой «Книги знаний», написанной Бюлен Чорак, которую она якобы записала через особый энергетический канал от «космических друзей».
Деятельность данного культа носит конспиративный характер: люди тайно собираются в частных домах, а вербовка происходит по принципу «пришел сам, приведи знакомого». Проходит чтение «священной книги», во время которого втайне от собравшихся распыляют снотворное вещество, от чего адепты начинают засыпать, кто не поддается воздействию, дают «особую заряженную» воду, выпив которую адепт отключается. Проснувшись «новым человеком» адепт начинает верить в «космических друзей», «энергетические каналы», святость руководства. В перспективе становится преданным организации и выполняет все инструкции руководителей данной организации. Цель данной организации и подобного рода структур — это мошеннические действия для «выкачивания» финансовых средств через подавление воли человека. После различного рода «психологических обработок», человеку предлагают оставить свою семью, переписать свое имущество на организацию или ее руководителей.
В России организация действует без регистрации. На территории Башкортостана активность последователей отделения «Союза Мирового Братства» не наблюдается, однако их деятельность активно отмечена в Челябинске, Магнитогорске, Миассе и т.д.
Эксперты заключают, что деятельность псевдорелигиозных и экстремистских организаций направлена на манипулирование сознанием наиболее восприимчивых категорий граждан, с использованием психофизиологических и оккультных практик, применение которых представляет опасность для здоровья людей.
Руководитель Центра социокультурного анализа Академии наук Республики Башкортостан Юлдаш Юсупов считает, что люди могут оказаться подвержены сектантскому влиянию только из-за незнания и своей религиозной безграмотности.
Сегодня, в первую очередь, перед представителями традиционного ислама – имам-хатыбами мечетей стоит задача образовывать и просвещать население республики, чтобы выработать надежный иммунитет ко всякого рода сектантским идеям, отметил он.
«Во-первых, различные деструктивные течения активизировались в 90-е годы, когда после в постсоветские в нашем регионе начал возрождаться ислам. В то время в нашем общественном сознании не оказалось фильтра отсеивать некие негативные явления. И в этой связи очень активны оказались именно экстремистские или потенциально экстремистские организации, которые оказывали сильное психологическое воздействие на людей. Сегодня по инерции в тех или иных формах эти практики продолжают существовать. Они могут называться по другому, могут облачаться в другие формы. И научить людей различать традиционный ислам от псевдорелигии можно только еще большим развитием исламского образования. У нас действует исламский университет, несколько медресе, деятельность которых не охватывает всю территорию республики. Считаю, что необходимо вывести их деятельность на новый, качественный и системный уровень. Нужна разработка специальных образовательных программ, организация курсов повышения квалификации имамов-хатыбов мечетей, создание отдельных учебных пособий для профилактики данных вопросов. В данном случае имам-хатыб должен иметь и уметь владеть навыками противодействия представителям деструктивных групп на местах, в районах. Потому что именно сельские жители оказываются более открыты манипуляциям и подвержены влиянию негативных течений. Людям, тянущимся к религии, нужно объяснять, что путь в ислам проходит именно через мечеть, через систему воскресных школ и так далее, а не через какие то замкнутые общины. Это не наш путь, а кривая, которая может увести в другую сторону», — заключил Юлдаш Юсупов.
Главный имам-хатыб первой Соборной мечети г.Уфы Ахмад-хазрат Ахмеров также уверен, что люди, как правило, могут попасть в деструктивные секты или организации ввиду своей религиозной безграмотности. По его словам, профилактикой для граждан здесь должны служить три столпа: религиозная грамотность, знание своих традиций и знание своей истории.
«От «ухода» в секты не застрахован никто, попасть туда могут люди совершенно разных социальных слоев. Но чем выше уровень вашего религиозного образования, тем больше шансов самому суметь обнаружить деструктивность религиозных групп. Всегда нужно помнить, что правильные религиозные знания, в частности по основам ислама, дают не в квартирах, не через интернет, а в официальных религиозных организациях — в Уфе, это в медресе и Российском исламском университете, а по Башкирии — в воскресных школах при мечетях. Даже в Коране говорится: «Спрашивайте у людей обладателей знаний, если вы об этом не ведаете». Любой человек жаждет получить успокоение души в духовной пище, и когда ему вместо чистой воды, пищи, дают помои, он это принимает как истину и свято начинает в это верить. Я являюсь куратором тюремного служения ЦДУМ России. Среди тех, кто отбывает наказание в местах лишения свобод, часто приходится встречать представителей ислама нетрадиционного толка, скажем так. И когда им начинаешь объяснять основы традиционной религии, у них открываются на многое глаза. Но есть, конечно, и те, кого трудно переубедить, для них ложное становится истиной. Мне искренне жалко этих ребят, у них нет полноценных знаний, они обрывочны, что-то они дергают из интернета или их ведут некие настоятели. На самом деле — это пушечное мясо. И когда приходит осознание, что их все-таки вели за нос, они уходят в такую депрессию, вплоть до суицида может дойти. И небольшой процент ребят начинают правильно размышлять, правильно понимать ислам. Поэтому очень важно, кем будет донесена до человека первая религиозная информация. Лучше сразу не дать человеку заразиться, заболеть этим, чем потом его излечивать. Я бы посоветовал людям, чтобы не попасть в такие деструктивные организации, держать связь с официальным духовенством, ходить в мечети, получать именно там правильные религиозные знания. Наш лозунг — профилактика религиозного экстремизма и радикализма путем просвещения», — отметил Ахмад хазрат Ахмеров.
По каким признакам можно понять деструктивную направленность нетрадиционных религиозных объединений и культов?
— отсутствие устойчивого, ясного вероучения
— наличие одного харизматичного гуру
— закрытость и стремление оградить своих членов от свободного общения
— абсурдные, унизительные или опасные требования к адептам, применение физического и психического насилия
— использование средств воздействия на сознание и поведение
— целительные практики
— активно негативное отношение к традиционной семье, государству и другие.