Парламент Башкирии намерен направить в Госдуму законопроект, предусматривающий конфискацию автомобилей виновников ДТП с тяжкими последствиями, которые находясь в состоянии алкогольного опьянения или оставили место происшествия. Авторы документа ссылаются на опыт Белоруссии, где в преддверии принятия аналогичного закона количество «пьяных» ДТП снизилось почти наполовину. Ранее с поручением разработать ужесточающие поправки за нетрезвое вождение к Курултаю обратился глава республики Радий Хабиров. У депутата Госдумы Рафаэля Марданшина, которого попросили представлять законопроект в парламенте России, возникло «много вопросов» к документу. Эксперты полагают, что инициатива Курултая имеет коррупционную составляющую и будет эффективнее, если власти займутся вопросом неотвратимости наказания по действующим законам.
Депутаты Курултая Башкирии на прошедшем вчера заседании одобрили законодательную инициативу о внесении изменений в ст. 104.1 УК РФ, регулирующую конфискацию имущества. Законопроект они намерены направить на рассмотрение в Госдуму. Документ предусматривает ужесточение наказания по дорожным правонарушениям. Так, авторы законопроекта предлагают изымать автомобиль, «принадлежащий на праве собственности осужденному или иному законному владельцу», если виновник ДТП с тяжкими последствиями находился в нетрезвом состоянии либо покинул место происшествия. К дорожным происшествиям с тяжкими последствиями отнесены аварии, в результате которых погиб один человек и более или причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего (ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ).
Также конфискация распространяется на повторное нарушение правил дорожного движения в нетрезвом виде (ст. 264.1 УК РФ). Депутаты уточнили, что не могут быть конфискованы автомобили, выбывшие из владения собственника «помимо его воли» или в результате угона.
Авторы поправок — члены комитета Курултая по жилищной политике и инфраструктурному развитию. В пояснительной записке к документу они ссылаются на положительный опыт Белоруссии, где «в преддверии введения подобного закона» количество «пьяных» ДТП снизилось на 42%, а число погибших в них — на 60%. «Полагаем, что в масштабах Российской Федерации положительный эффект будет гораздо ощутимее»,— отмечается в пояснительной записке.
Представлять законопроект в нижней палате парламента России, следует из постановления Курултая, будет депутат Госдумы от Башкирии Рафаэль Марданшин.
Господин Марданшин, который узнал об инициативе Курултая от корреспондента „Ъ“, сообщил, что его отношение к поправкам «неоднозначное», но он предложит своим коллегам их рассмотреть. Законопроект, по словам депутата, вызывает у него «много вопросов». Например, господин Марданшин опасается, что в результате реализации поправок могут пострадать невиновные люди: «А если за рулем был не владелец автомобиля? Почему за преступление должно отвечать лицо, которое не является виновным?» По мнению депутата, конфискация может нанести ущерб всей семье, а не только преступнику, особенно если автомобиль был источником дохода. Депутат также обратил внимание на пояснение авторов проекта, что поправки в закон не потребуют дополнительных расходов из бюджета. По мнению господина Марданшина, это не так. «Где эти автомобили будут храниться, кто будет заниматься их реализацией, кто будет заниматься их оценкой, кто будет их реализовывать? Это потребует дополнительные финансы»,— заявил он.
По словам Рафаэля Марданшина, законопроект может поступить на рассмотрение Госдумы не раньше весны следующего года, так как сначала он будет обсуждаться в профильном комитете, а правительство России и Верховный суд России должны подготовить свои отзывы.
Разработать законодательную инициативу и «атаковать» с ней Госдуму депутатам Курултая поручил в ноябре глава Башкирии Радий Хабиров. Он был обеспокоен тем, что регион не сможет достичь показателей нацпроекта, согласно которым к 2030 году число смертей в ДТП не должно превышать 160 в год. «У нас уроды, я по-другому не скажу, уроды. Один раз пьяным сел за руль, второй раз, а потом детей убивают. Вот их надо лишать транспортного средства»,— возмущался руководитель региона.
В прошлом году на дорогах республики погибли 469 человек, в том числе 88 — по вине пьяных водителей (в России — 4400 человек). С января по ноябрь текущего года сотрудники регионального ГИБДД выявили более 7,2 тыс. пьяных водителей или отказавшихся от прохождения медосвидетельствования.
Законопроекты о конфискации автомобилей стабильно вносятся в Госдуму в течение последних нескольких лет. В 2013 году подобные поправки разрабатывала фракция ЛДПР, в 2014 году — Заксобрание Оренбургской области, в 2018 году — Архангельское областное собрание. Все инициативы были отклонены. «Полагаем, что представленный нами законопроект в некоторой части схож с вышеуказанным и может встретить аналогичную критику»,— признают башкирские депутаты в пояснительной записке.
До 2016 года российские суды практиковали конфискацию автомобилей у водителей, повторно задержанных в состоянии алкогольного опьянения. Однако Верховный суд России разъяснил, что автомобиль не является орудием или средством совершения преступления, поэтому его нельзя принудительно и безвозмездно конфисковать или обратить в собственность государства.
Автоюрист Николай Костенко полагает, что поправки в закон могут привести к еще большей коррупции. «Это будет так: либо ты даешь взятку, либо мы у тебя заберем машину. При этом сумма взятки будет очень большая. Если у тебя автомобиль за 1 млн, приготовься отдать 200–300 тыс. руб., чтобы его не конфисковали»,— полагает господин Костенко.
Председатель Федерации автовладельцев России Максим Едрышев, считает инициативу депутатов «избыточной мерой», которая не встретит поддержки среди населения. «Люди, совершившие ДТП в состоянии алкогольного опьянения, получают реальные сроки лишения свободы. Самый показательный пример — суд над Михаилом Ефремовым»,— отметил господин Едрышев. По его мнению, лучше работать не над ужесточением наказания, а над его неотвратимостью. «Чтобы человек, когда садится пьяным за руль, знал, что его обязательно остановит сотрудник полиции и возбудит на него уголовное дело»,— сказал он.